Интервью с Алексеем Краснокутским

Тренер вратарей нашей молодёжной команды Алексей Краснокутский в интервью пресс-службе рассказал об особенностях своей работы, вратарском фестивале и вспомнил свою команду «Олимпик-86».

– Алексей, какими были ваши первые шаги в футболе?
– Моим первым тренером был Андрей Николаевич Арефин, я начинал заниматься в футбольной школе «Спартак», которая тогда ещё базировалась на одноимённом стадионе. Тренер сразу определил мне место в воротах, потому что я только начинал заниматься и ещё ничего не умел. Позднее занятия стали проходить в Бугринской роще, клуб стал называться «Новосибирск-Олимпик».

– Как вы отнеслись к позиции в воротах, ведь в детстве туда, зачастую, определяли самых медленных или самых толстых?
– Такое отношение создавало много проблем, ведь в результате на выпуске из спортивной школы мы получали вратарей ростом около 180 см. Раньше никто не задумывался об антропометрии, о том, каким ребёнок станет, когда вырастет, и что с ним будет дальше. Сейчас мы обращаем внимание на такие вещи, но для того, чтобы дождаться этих ребят во взрослом футболе, нужно время.

– Что за команда была «Новосибирск-Олимпик-86», практически все футболисты которой заиграли на том или ином уровне?
– Никто не мог предсказать, что все станут футболистами и так много ребят заиграет, но было осознание того, что среди игроков 1986 года рождения мы – самая сильная команда в городе. В этом мнении мы ещё сильнее утверждались, на равных соперничая с футболистами на год старше нас, выигрывали Первенство города, могли спокойно играть своей командой на Первенстве России против команд 1985 г.р., не прибегая к помощи более старших ребят. Со временем появилось понимание того, что мы что-то можем, что-то умеем и что из нас кто-то заиграет в футбол. Ребят стали приглашать в сборную России – Круга, Шпедта, Комкова… Когда на турнире в Москве обыграли ЦСКА и «Динамо», появилась уверенность, что что-то может получиться.

– Чем запомнился знаменитый финальный турнир Первенства России среди команд 1986 г.р., который прошёл в Новосибирске в 2002 году?
– С отрицательной точки зрения он запомнился для меня тем, что мы проиграли в финале со счётом 2:4. В течение трёх лет мы всегда выходили в финальную часть Первенства России. Первый раз мы проиграли и в полуфинале, и в матче за 3-е место. Потом проиграли в полуфинале, но выиграли матч за 3-е место. В Новосибирске мы считались теневыми фаворитами, потому что играли дома и команда была хорошая, но мы уступили «Торпедо-ЗИЛ». Против нас играли Набабкин, сейчас выступающий в ЦСКА, Рязанцев, который впоследствии забивал «Барселоне»… Уже тогда было видно, что это очень качественные игроки, которые вырастут в хороших футболистов.

– Вспомните свой первый профессиональный матч в карьере?
– Мне было 16 лет и я был в заявке «Новосибирск-Олимпика». Мы приехали с Первенства России и тренер Валерий Степанович Толчев, сказал на тренировке, что если я сейчас не пропущу в ходе серии ударов, то на следующий день сыграю в воротах. Было 14-15 ударов, и последний из них мне забили. Естественно, я расстроился, потому что очень хотелось дебютировать, но на следующий день я услышал своё имя в составе. Мы выиграли 2:0 у прокопьевского «Шахтёра». Затем я ещё поиграл в КФК, но на всю жизнь запомнится именно эта, первая профессиональная игра.

– Какие ещё матчи профессиональной карьеры можете выделить?
– Ярко запомнился выход с омским «Иртышом» в Первую лигу, когда мы обошли «Енисей» и «Динамо-Барнаул». В каждой команде-сопернице были люди, которые год назад играли в Премьер-лиге: в Барнауле – Ашветия, в Красноярске – ребята из «Химок». Игры против них в том возрасте казались мне чем-то невероятным. Запомнился весь сезон и, естественно, решающая игра за выход, когда мы обыграли братский «Сибиряк». Это незабываемые эмоции.

– Вам довелось поучаствовать в очень амбициозном и разрекламированном проекте «Жемчужина-Сочи». Но он схлопнулся достаточно быстро. Почему это произошло?
– Наверное, переход в «Жемчужину-Сочи» был моей ошибкой, когда я переехал туда из Омска. Но то, как это проект позиционировался и как там было всё устроено, какие задачи стояли… Чего стоит приглашение туда Станислава Черчесова, хотя когда я подписывал контракт, ещё не знал, кто будет тренером. Туда приехали 80% игроков с опытом выступлений в Премьер-лиге, включая нынешнего главного тренера «Новосибирска» Дениса Бояринцева. Именитые легионеры – вратарь чех Марек, грек, чемпион Европы, Пападопулос, который просто поехал в Первую лигу именно к Черчесову. Почему всё так быстро закончилось? Наверное, как везде и всегда в России: закончились деньги, закончился и футбол. На протяжении двух месяцев решался вопрос сохранения клуба. Но, как все знают, ничего не получилось, игрокам остались должны. Однако для меня это был очень интересный, увлекательный этап в карьере, когда удалось поработать с такими людьми. До этого я столько звёзд в одной команде не видел.

– В 2000-х невыплаты были обыденностью в российском футболе. Много ли мест, где вам остались должны, кроме «Жемчужины-Сочи»?
– Мне повезло чуть больше, чем многим футболистам. В моей профессиональной карьере «Жемчужина-Сочи» – единственный клуб, где что-то задолжали. Все остальные клубы полностью рассчитывались по своим обязательствам, не считая каких-то копеек.

– Когда вы приняли решение окончательно завершить карьеру футболиста?
– Решение закончить в 28 лет давалось трудно. Я тогда вернулся домой, играл в «Сибири-2», помогал молодёжи. Поехал на сборы в Москву с «Солярисом», вроде даже на контракт. Попросили сыграть матч и в этом матче я порвал боковую связку колена. Пока лечился две недели, они думали, брать ли травмированного игрока в команду, позвонил Сергей Александрович Вылежанин и пригласил вернуться в Новосибирск, но уже в качестве тренера. Я понимал, что за 2 недели не залечу травму, в «Солярисе» тем временем выбрали другого парня. Я решил вернуться в «Сибирь-2», но с тем условием, что у меня будет полгода, чтобы уйти с тренерской работы, если поступит предложение играть. И предложения были, но ни по финансам, ни по перспективам, они меня не устроили. К тому же, мне понравилась тренерская деятельность и через полгода-год я решил сосредоточиться на этой работе и совершенствоваться в ней. Профессиональный футбол всё равно когда-то заканчивается. У меня он закончился чуть раньше, и я не вижу в этом ничего страшного.

– В чём специфика работы тренера вратарей?
– У тренера вратарей свой коллектив внутри команды. Получается, что ты у них главный тренер, ты полностью отвечаешь за всех вратарей команды, на тебе их подготовка и ответственность за результат их игры. Так же, как главный тренер отвечает за всю команду. Есть пословица, что вратари – особенные люди, поэтому с ними немного сложнее в плане общения, но когда ты сам вратарь и всю жизнь провёл в окружении вратарей, намного легче найти с ними общий язык и заставить соблюдать правила, режим, управлять ими. Простой тренер с этим вряд ли справится, потому что это нужно прожить изнутри.

– Январский Фестиваль вратарей стал ярким событием в футбольной жизни города. Что дало его проведение?
– Идея этого фестиваля принадлежит Андрею Олеговичу Полищуку. Я, в свою очередь, предложил организовать массовое мероприятие и пригласить на него ребят из Новосибирской области и близлежащих городов. Мы не думали, что желающих будет настолько много: мы ориентировались на 50-60 человек, участников было 100, а заявок – почти 130. После того, как зарегистрировались 80 человек, стало понятно, что это будет крупнейшее подобное мероприятие за Уралом. Задача такого фестиваля привить любовь к футболу и к вратарской позиции. Около 10 малышей-участников фестиваля не были вратарями в своих командах, но очень ими хотят стать, однако тренеру больше нужны в поле. Они хотят посмотреть, как вратари работают в игре, что окружает их тренировки. По итогам фестиваля мы пригласили вратарей 2007 и 2008 года рождения. Я увидел трёх ребят разных возрастов, которые могут усилить команды Академии ФК «Новосибирск». Так что в плане селекционной работы мероприятие получилось полезным.

– Какую цель на тренерском поприще вы ставите лично перед собой?
– Совершенствовать своё тренерское мастерство. Главная цель как тренера – вырастить игрока для главной команды города – ФК «Новосибирск», что, в принципе, получается, потому что Максим Киселёв и Макар Ильюшенок – воспитанники «Сибири-2» и «Сибири-М», они тренировались и росли в структуре клуба. Также Евгений Ставер играет сейчас в Первой лиге в Красноярске. Но это не может являться потолком, потому что есть цель – воспитать игрока сборной России. Если ворота сборной страны будет защищать новосибирский вратарь – главная цель моей тренерской карьеры будет достингута.